В наш сумасшедший век научно-технического прогресса мало кто из взрослых сильно удивится тому, что малыш, еще не научившийся правильно держать ручку, весьма лихо и умело управляется с настольным ПК, ноутбуком или планшетом. Для современного ребенка не составит особого труда нарисовать с помощью мышки любимого компьютерного героя и тут же подписать свой художественный шедевр, быстро отыскав на клавиатуре нужные буквы и знаки. Казалось бы, все нормально: «продвинутые» дети современных родителей. Но в последнее время у многих родителей  все чаще возникает вопрос: а способны ли пусть даже самые совершенные девайсы стать полноценной заменой традиционной мозаики, кубиков, конструкторов и магнитной «Абетки»? Или же настала пора говорить о компьютерной зависимости, возникающей в детском возрасте? Попробуем разобраться!

Польза…

Начиная разговор о пользе и вреде компьютерной техники, сразу стоит отметить ее полезные свойства. Электронные игры – отличные помощники в развитии зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, воображения и мелкой моторики руки. Поэтому проблема, если и существует, то ни в том, что дети очень рано становятся пользователями ПК, а в том, что они зачастую полностью отказываются от реальных игр и занятий в пользу «онлайновых» развлечений.

Нездоровая тяга к видеоиграм не появляется в один миг. Такая зависимость формируется постепенно и всегда имеет те или иные предпосылки. Итак, какие же факторы могут повлиять на развитие у малыша игромании?

1. Родительский пример. Ни для кого не является секретом то, что дети очень часто копируют своих родителей и стараются во всем им подражать. Т.е. ребенок, который ежедневно «теряет» маму в Сети или же частенько наблюдает за танковыми баталиями папы и при этом ничего не знает о других увлечениях родителей (кулинария, вышивка, рыбалка, футбол и т.д.), со временем обязательно приходит к выводу, что компьютер – это лучший способ организовать свой досуг.

2. Неправильная мотивация. Иногда опасность может таиться уже в самом начале знакомства карапуза с тем или иным гаджетом. Например, используя компьютер или айпод как средство для отвлечения или успокоения малыша, родители могут быстро привыкнуть к такому простому, но эффективному способу воспитательного воздействия: ребенок не сидит на месте – усадили за компьютер, малыш расстроился – утешили компьютерной игрой, карапуз провинился – лишили любимого ноубука на неделю. Постепенно электронное чудо техники становится для ребенка любимейшей и желаннейшей «игрушкой» и основным источником удовольствий.

3. Родительские амбиции.  Порой родители почему-то считают, что умение пользоваться компьютерной мышкой является явным признаком большого интеллектуального потенциала их чада. Неустанно восхищаясь «компьютерной гениальностью» ребенка, которая на самом деле является совершенно обычным явлением в современном мире, родители способствуют формированию у него сладостного чувства превосходства над окружающими. Малышу нравится, когда взрослые восторгаются его способностями, и он прекрасно понимает, чтобы получить новую порцию одобрения, ему нужно просто запустить игру на мобильном телефоне или войти в Интернет на компьютере.

4.  Шило на мыло. Некоторые родители понимают, что ребенок слишком много времени тратит на бестолковые компьютерные игры (стрелялки, прыгалки, бегалки и т.д.), и стараются эту ситуацию изменить. Однако зачастую вместо того, чтобы предложить ребенку другие виды «реальной» деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.), они просто предлагают ему полезные, так называемые развивающие игры,  что по большому счету ничего не меняет, так как ребенок по-прежнему проводит большую часть своего свободного времени перед компьютером.

Если же родителям не удалось избежать вышеупомянутых ошибок, и компьютер все же стал основным средством воспитательного воздействия на ребенка, который, в свою очередь, всегда готов отказаться от любых альтернативных занятий в пользу ПК, то основной задачей мам и пап становится определение для «техники» правильной роли. Иными словами, правильно используя функциональные возможности телефонов, телевизоров и компьютеров, можно успешно решать определенные воспитательные задачи.

I. Развиваем познавательные процессы

Тщательно продуманная подборка различных компьютерных игр, предлагаемых малышу, поможет решить сразу две задачи – расширение кругозора и овладение целым рядом новых умений и навыков. Так игры, типа «Найди отличия» или «Помоги обезьянке собрать все бананы», можно использовать в качестве увлекательного упражнения для тренировки внимания, а любой графический редактор – для ознакомления малыша с различными цветами и их оттенками. А, чтобы правильно уложить в старый добрый «Тетрис» все чудаковатые элементы, предварительно определив их форму, размер и положение в пространстве, юному пользователю придется напрячь свое зрительное восприятие. Тренировка слуха будет происходить каждый раз, когда ребенок буде слышать звуковое сопровождение того или иного игрового действия (добавление элементов, гибель персонажа или преодоление им препятствий). Предложив же юному пользователю игры, прохождение которых предполагает запоминание тех или иных предметов и их расположения на мониторе, родители позаботятся о расширении объема зрительной памяти малыша (игры по типу «Найди пару»).

Кроме того, овладевая компьютерной мышкой, миниатюрным джойстиком на панели мобильного телефона или стилусом для тачпада, ребенок одновременно работает и над развитием мелкой моторики руки. Ведь чтобы заставить мышку подчиняться, сначала нужно научиться координировать свои даже самые незначительные движения пока еще таких непослушных пальчиков.

II. Помогаем овладеть новыми умениями и навыками

Родители не должны допускать бессмысленных манипуляций ребенка с техническими устройствами, т.е. малыш, несмотря на свой юный возраст, должен отчетливо понимать, что предназначение телефона – общение на расстоянии, телевизора – просмотр мультфильмов и телепередач, а принтер используют для распечатывания необходимой информации. Только такой, изначально целенаправленный подход к технике поможет предотвратить формирование Интернет-зависимости у подрастающих мальчишек и девчонок.

III. Учим общению

Объяснив крохе, что мобильный телефон – это замечательное современное средство связи, и, научив его самостоятельно звонить родным и друзьям, родители, если и не избегут постоянных просьб «можно, я поиграю на мобильном», то уж точно сведут их к минимуму, так как малыш будет понимать: если нет необходимости позвонить, то нет и необходимости включать телефон. К тому же общение по телефону способствует развитию так называемого фонематического слуха, так как, не имея возможности видеть и оценивать артикуляцию и мимику собеседника, ребенок должен внимательно вслушиваться в каждый звук.

IV. Учим находить информацию

И снова возвращаемся к личному примеру: демонстрация того, что Интернет – это не только развлечение, но и хранитель полезной информации, касающейся самых разнообразных сторон нашей жизни, открывает перед ребенком совершенно новые возможности компьютера. Привлекая малыша к совместному поиску нового мультфильма или идеи для проведения детского праздника, родители учат его с помощью Интернета решать конкретные задачи.

V. Учим бороться со скукой

Развлечь скучающего малыша, используя телефон или ноутбук – дело нехитрое. Но, прежде чем прибегнуть к этому беспроигрышному варианту, нужно попробовать и другие способы коротания долгих минут ожидания в очереди к педиатру. Можно полистать книжку, обсудить планы на день, выйти на улицу подышать свежим воздухом, а, если и пускать в ход гаджет, то пусть это будет полезное времяпрепровождение (просмотр последних фото, изучения цифр на клавиатуре, звонок бабушке).

…или вред

О вреде телевизионных экранов и компьютерных мониторов написано немало статей и снято достаточное количество передач. Пожалуй, все, что нужно сделать, это выделить основные моменты:

 Зрение

При длительном  просмотре мультфильмов, равно как и во время многочасового сидения перед монитором ребенок вынужден напрягать зрение, результатом чего становится сильное утомление глазных мышц.  По мнению офтальмологов, основная опасность в том, что, увлекшись передачей или игрой, малыш просто не замечает утомления, поэтому даже не пытается его снять, тем более, что для этого нужно перевести взгляд на другой объект, т.е. отвлечься от интересного занятия. Моргая в такой ситуации в 3 раза реже обычного, маленький телезритель чрезмерно нагружает сетчатку и сосуды своих глаз.

Нервная система

Эмоциональный подъем, который малыш испытывает во время игры, стимулирует интенсивную выработку гормонов коры надпочечников, отвечающих за возбудимость нервной системы. Поэтому вполне закономерным является то, что дети, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, часто бываю неуравновешенными и легко возбудимыми.

Костно-мышечный аппарат

Длительное пребывание в одной, к тому же малоподвижной позе приводит к возникновению напряжения во всем теле, которое проявляется мышечным переутомлением, ухудшением нервной проводимости и может спровоцировать различные нарушения координации движений. Если такое напряжение возникает регулярно, то со временем  у ребенка может развиться неврологическое расстройство с нарушением работы нервов запястья.

Кроме того, при неправильном сидении происходит нарушение кровообращения, в результате чего головной мозг получает недостаточное количество кислорода, что проявляется в виде постоянных головных болей, быстрой утомляемости и вялости.

Органы дыхания

Оставаясь довольно длительное время в неподвижной позе, ребенок начинает неправильно дышать, а затрудненное дыхание провоцирует приступы удушливого кашля.

Кожа

Если телевизор или монитор, перед которым находится ребенок, не являются жидкокристаллическими, то малыш оказывается под воздействием мощного электростатического поля. Электростатика сильно усиливает скорость движение пылинок в воздухе и негативно сказывается на коже и глазах юного зрителя.

Ограничения

Как бы там ни было на сегодняшний день уже очень сложно представить себе нашу жизнь без компьютера, мобильного телефона и многих других технологических новинок. И в том, что даже очень маленькие дети проявляют интерес к технике, нет ничего удивительного. Вопрос в том, как уберечь малыша от негативного воздействия различных гаджетов. Если говорить об интеллектуальном развитии, то в данном случае оно только выигрывает, но, как говорится, всегда нужно придерживаться золотой середины. Иногда, чтобы избежать возникновения у маленького пользователя психологической зависимости от компьютерных технологий, необходимо ограничивать его увлечение.

Правила безопасности

1.  Пульт от телевизора, ноутбук и мобильный телефон не должны оставляться в легкодоступном месте. Ребенок должен спрашивать разрешения, чтобы попользоваться ими.

2.  Время, проводимое ребенком за компьютером или перед телевизором, должно быть строго ограничено по времени и включать обязательные пятиминутные перерывы.

3. Так как дети еще не имеют представления о компьютерной зависимости, им нужно рассказать о том, что она собой представляет. Представив себе образ голодного, немытого, недосыпающего и, по сути, больного человека малышу будет легче понять саму суть проблемы.

4.  Ребенок должен иметь возможность общаться со сверстниками. Реальные друзья – это первое лекарство от виртуальных знакомств.

5.  Дети, родители которых постоянно вовлекают их в совместную деятельность, часто организуют совместное времяпрепровождение, со временем обязательно начинаю проявлять интерес к тому или иному занятию, у них появляются интересы, никак не связанные с гаджетами. 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here