Научить ребенка читать – занятие достаточно простое: нужно всего лишь объяснить ему, как правильно соединять буквы в слова, а слова в словосочетания и предложения. А вот для того, чтобы малыш не только научился хорошо и быстро читать, но и полюбил сам процесс чтения, родителям придется приложить немало усилий и, строго придерживаясь определенной последовательности, проявить терпение и аккуратность.
От рождения до 2-х лет
Начинать знакомство малыша с книгой можно уже в роддоме и даже несколько раньше, читая вслух свои любимые литературные произведения беременному животику. И хотя свой интерес к книге кроха проявляет весьма оригинальным способом (он просто отрывает или откусывает заинтересовавшие его участки), чтение для несмышленышей несомненно оказывает благоприятное воздействие на их развитие. Чтение вслух – это своеобразное общение с маленьким человеком и эффективная методика развития речи.
Что и как читать?
Так как совсем крошечные слушатели прекрасно воспринимают ритм и уже умеют различать интонации, большое значение для них имеет чтение стихов и пение песен. Подойдут короткие, с правильной рифмой стишки о животных, игрушках, временах года и природных явлениях или же рифмованные стихи на звукоподражание.
Читать малышам нужно обязательно в спокойной обстановке, постаравшись устранить все отвлекающие факторы (убрать игрушки, выключить телевизор, приемник, компьютер и пр.) Развлекая кроху чтением, внятно проговаривайте все звуки, выразительно произносите слова, в соответствии с содержанием меняйте высоту голоса, ритм и громкость и не забывайте об эмоциональном оформлении. Сопровождайте свое чтение показом картинок, подкрепляйте описание действия из потешки или стихотворения его наглядной демонстрацией (коза бодается, мишка топает ногой, кот мурлычет и т.д.).
Маленьким любителям все попробовать на вкус, лучше покупать специальные книжки-игрушки, которые можно жевать, смело мять и даже купать, с яркими, реалистичными иллюстрациями. Несомненно, карапузов заинтересуют и книжки с объемными, текстурными и звучащими картинками в виде мохнатых зверушек или мычащих коров.
Очень важно помнить, что, начав читать малышу, необходимо продолжать чтение до тех пор, пока он проявляет интерес. Но, заметив, что карапуз стал отвлекаться, нужно сразу же прервать чтение и вернуться к нему не раньше, чем через сутки.
От 2-х до 4-х лет
Еще совсем недавно ваш малыш воспринимал книжку всего лишь как одну из своих игрушек, но сейчас он уже понимает слова, которые слышит, и очень старается повторить их за мамой и папой. И если, подражая взрослым, ребенок начинает «читать» вслух своим машинам и куклам, то родители должны понимать, что настал момент для перехода на новый уровень чтения – более серьезный и осмысленный!
Что и как читать?
Самое время начинать знакомить ребенка со сказкой. Пусть сначала это будут коротенькие произведения, в которых освещено всего лишь одно событие или же несколько, но обязательно происходящих последовательно – одно за другим. 2-4-хлетние малыши способны воспринимать небольшие стихотворения, состоящие из 8-12 строк, и разгадывать стихи-загадки. Зверушки и игрушки по-прежнему очень любимы и востребованы, но теперь им мало просто мычать, квакать и пищать, они должны друг с другом дружить и выполнять какие-то совместные действия.
Постарайтесь сделать чтение приятным ежедневным ритуалом для вашего малыша. Можно выбрать для этого время перед сном. Читая подросшему карапузу по 10-15 минут два-три раза в день, помните, что:
— если во время чтение малыш отвлекся или уснул, то в следующий раз начинайте читать с самого начала, так как в этом возрасте память у ребенка еще недостаточно развита;
— будьте готовы к многоразовому повторному чтению одного и того же произведения, а пристрастие ребенка к повторению используйте для заучивания наизусть стихов и полюбившихся историй;
— не отказывайтесь от текстов с незнакомыми малышу словами: они замечательно расширяют словарный запас, да и ребенок может понимать больше, чем вы предполагаете;
— наблюдайте за реакцией ребенка на события, описанные в книге: если малыш горько оплакивает колобка в финале одноименной сказки, то, чтобы предотвратить формирование детских страхов, лучше придумать более счастливый конец известной истории.
Выбирая книжки для ребенка 2-4-х лет, отдавайте предпочтение прочным и не очень дорогим экземплярам, обращайте внимание на иллюстрации – они должны быть крупными и обязательно соответствовать содержанию. Стимулируя малыша к самостоятельному чтению, подыскивайте книжки с несложными интересными заданиями для юного читателя: наклеивание стикеров, раскрашивание картинок, дорисовывание деталей. Лучше, если такие занятия будут проходить под присмотром родителей, а их длительность будет превышать 5 минут.
От 4-х до 6-ти лет
Малыш растет не по дням, а по часам, но вы так и не отмечаете у него особо пылкой любви к чтению и к книге. И наверняка в вашем ближайшем окружении найдутся доброжелатели, которые станут убеждать вас в том, что в этом возрасте ребенок уже должен уметь читать, и это занятие должно приносить ему удовольствие. Никого не слушайте! Проявите терпение, выдержку и, главное, не впадайте в панику, не сходите с намеченного курса и не форсируйте события. И тогда ваши старания будут вознаграждены: малыш научится читать, полюбит книгу и обязательно попросит вас отвести его в библиотеку.
Что и как читать?
Вряд ли пятилетнего карапуза увлечет история о «козе бодатой» или о «мишке косолапом», а вот рассказы о реальных событиях ему будут очень интересны. В этом возрасте можно начинать знакомить ребенка с более сложными литературными произведениями – повестями и романами. Учитывая особенности детского восприятия, пусть это будут всевозможные приключения. Изучая с ребенком энциклопедическую литературу, подобранную в соответствии с его возрастом, и, предлагая ему задания из обучающих пособий, вы одновременно решаете очень важную задачу – подготавливаете ребенка к школе.
Продолжайте читать малышу вслух, но постепенно откажитесь от театрализации. Теперь ребенок не только способен довольно длительно слушать непрерывное чтение, но и может воспринимать текст, прочитанный нормальным голосом. Однако все еще имеет смысл перечитывание одних и те же рассказов: так ребенок лучше воспринимает информацию и точнее запоминает отдельные детали. Чтобы вызвать у малыша желание как можно быстрее научиться читать самостоятельно, можно воспользоваться следующей хитростью: приступая к чтению нового произведения, разбивайте его на смысловые части и читайте по одной из них, каждый раз заканчивая на самом интересном месте. А вот совместный поиск ответов на многочисленные детские вопросы в бумажных экземплярах энциклопедий и справочников (старайтесь реже пользоваться Интернет-поиском!) является прекрасным стимулом для развития познавательных способностей юного эрудита. Сводите ребенка в библиотеку. Пусть он окунется в ее удивительную атмосферу, подержит в руках и полистает интересные издания (миниатюрные книги, фотоальбомы, альманахи и атласы).
О 6-ти до 7-ми лет
Вот и настал долгожданный момент превращения вашего несмышленыша в настоящего школьника. Отныне прививать любовь к чтению вам предстоит совместно с классным руководителем вашего чада. Но, к сожалению, даже самый замечательный учитель всегда ограничен школьной программой, которая в нашей стране, как правило, остается не до конца продуманной и недоработанной. Поэтому не стоит сильно удивляться появлению довольно неожиданных литературных вкусов и предпочтений у вашего первоклашки. Не стоит волноваться и тогда, когда ребенок начинает приносить глупейшие журналы, купленные в ближайшем киоске, или же доставать с верхних полок книжного шкафа «взрослые» книги и внимательно их изучать. Детское сознание устроено таким образом, что все «ненужное» в нем просто не задержится надолго, иными словами – «в одно ухо влетит, в другое – вылетит». И, тем не менее, старайтесь не упускать ситуацию из-под контроля. Отправляясь с ребенком в книжный магазин, придерживайтесь правила: одну книгу выбирает он сам, а вторую – вы.
Что и как читать?
Постепенно завязывайте с традиционным чтением вслух. Ребенок уже научился довольно прилично читать, поэтому можно смело приступать к формированию привычки к самостоятельному чтению. Шестилетки и семилетки с интересом читают книги из школьной программы, особый интерес у них вызывают всевозможные пособия и произведения, касающиеся тех или иных увлечений ребенка. Например, любителям животных, предложите зоологическую энциклопедию, а юным спортсменам — автобиографию или воспоминания известных спортивных деятелей. Учитывая, что в последнее время передовые технологии активно внедряются в нашу повседневную жизнь, используйте их во благо и покажите ребенку все преимущества электронной книги. Будьте готовы проявить терпение, так как в этом возрасте детям нравится читать то, что «читают все», но такие произведения часто бывают далекими от совершенства.
Попробуйте поменяться ролями: пусть теперь ребенок читает вам вслух, а вы внимательно слушайте и обращайте внимание на то, не путается ли чтец в словах, не переставляет ли он слоги и буквы местами, правильно ли ставит ударения. Если замечаете неточности, корректно исправляйте все ошибки, а, обнаружив стойкие проблемы с произношением каких-либо звуков или пониманием прочитанного материала, обязательно обратитесь к логопеду-дефектологу. Особое внимание уделите выполнению ежедневного домашнего задания «прочитать тот или иной текст», которое способно превратить еще недавно приятное занятие в нудную обязаловку. Не скупитесь на похвалу. Возможно, именно она поможет сохранить правильную мотивацию и поддержать пока еще такой хрупкий интерес к чтению.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.