Личность – это человеческая исключительность, выраженная как в способностях, так и в нравственном облике человека.

Когда малыш появляется на свет, мы хотим, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только значительно позже, задумавшись о том, каким человеком он станет, мы начинаем формировать личность.

Наш малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений с близкими- условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошие отношения со стороны близких, особенно папы и мамы, необходимо ребенку. Желание ребенка заслужить родительское одобрение, похвалу, является одним из наиболее действенных рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей – один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, появляется такое важное образование, как самоуважение. Это еще больше обращает ребенка к взрослым – он начинает притязать на их признание.

Притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее. Ребенок стремится к самосовершенствованию: он учится лучше прыгать, бегать, кувыркаться, стремится лучше конструировать, рисовать, лепить.

Когда же малыш стал личностью? Был в пеленках, начал улыбаться, сел, встал, пошел, заговорил и, наконец, заявил «Я сам». Где же эта точка отсчета: не личность, уже личность?

А точки то и нет. Когда ребенок рождается, мы устанавливаем дату его рождения – это родился человеческий индивид. Личность же родится иначе – в развивающемся ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью.

К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве.

Чтобы наш малыш развивался как мы того хотим, чтобы он научился если не управлять своими негативными желаниями и чувствами, то стыдиться их и стремиться от них освободиться, необходима постоянная совместная с ним работа, искренность и последовательность самих родителей.

И, хотя ребенок 5-6 лет уже может самостоятельно управлять своим поведением, своими действиями и помыслами – сфера применения этой способности весьма ограничена.

Родители не должны пропускать победы ребенка над самим собой, поддержать малыша – значит придать ему силы для самого трудного – строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки.

Наш малыш уже хочет быть личностью. И он является ею в те мгновения, когда преодолевает в себе плохое, когда огорчается и стыдится за свое несовершенство, свои слабости и проступки, когда «надо» побеждает «хочу».

Никогда не обесценивайте своего ребенка! Нельзя срывать на нем зло, нельзя в гневе (даже справедливом) заявлять своему ребенку: «Уйди, я тебя не люблю!» Во-первых, это неправда. Во-вторых, бесчестно по отношению к малышу, который вдруг испытывает чувство крушения и отчаянного ужаса только потому, что у его мамы не хватило терпения и он, несмотря на ее запреты, ослушался. Нельзя также сообщать ребенку, что он тупица, лгун, воришка, упрямый осел и пр. , что должно разоблачить его, больно ударить и поставить на место. Как бы ни был мал ребенок, он оскорбится и тут же займет негативную позицию. Не сообщайте ребенку о том, что из него «в будущем ничего не выйдет». «Из тебя ничего путного не получится» — ходовое оскорбление достоинства ребенка не только сейчас, но и в будущем.

Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает малыша к исполнению родительских ожиданий.

Ребенок всегда нуждается в эмоциональной поддержке, особенно родительской. И совсем маленький, и когда вырастет – тоже. Но сейчас родители эмоционально всегда с ним, всегда за него, даже когда он очень провинился.

«Не люблю!» — неправильно, противоестественно, опасно.

«Люблю, но так огорчен!» — правильно, естественно, перспективно.

В первом случае отплатит криком, негативизмом. Во втором он будет ужасно огорчен и у него появится ответственность за того, кто огорчается из-за его ошибок. Именно этот путь пробуждает и стыд, и совесть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here