После периода лепета ребенок начинает употреблять детские словечки. Появляются различные «ту-ту, ням-ням, кис-кис, иго-го». В возрасте от 1 до 3 лет ребенок начинает говорить намного лучше.
Он произносит свои первые слова «мама, папа, дай, пить», начинает комбинировать их и составлять из них первые фразы.

В возрасте от 12 до 14 месяцев ребенок начинает произносить настоящие слова, первые часто бывают «мама» и «папа», к великой радости родителей, которые поощряют к этому ребенка. Эти слова имеют отчетливую эмоциональную окраску, и ребенок быстро начинает их произносить. К концу первого года жизни ребенок более или менее четко произносит четыре-пять слогов, затем наступает черед «детских словечек». Словарь ребенка постепенно увеличивается, но с разной скоростью у разных детей. В этом возрасте ребенок понимает больше, чем говорит. У многих детей прогресс в речи наблюдается в основном к двум годам.

Первые слова.
До 18 месяцев ребенок продолжает в основном изъясняться жестами, если хочет что-то объяснить окружающим, но начинает также сам составлять слова, например, «ав-ав», чтобы обозначить собаку. Он не всегда придает словам то же значение, что взрослые. Слово «папа», например, может означать для него не только отца, но и всех взрослых мужчин. «Ав-ав» может означать собак, кошек, лошадей и др. Впрочем, ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет понимает гораздо больше слов, чем может назвать. Часто одно слово может иметь для него значение целой фразы. Он имеет в своем распоряжении только одно слово, но то, что он хочет выразить, намного сложнее, чем кажется.
Несмотря на огромную разницу между отдельными детьми, считается, что к 18 месяцам или двум годам ребенок может произносить от 50 до 75 слов, а понимает около 300. С 2 до 3 лет он может произнести от 250 до 450 слов, а понимает от 500 до 900 слов. Основной словарь взрослого человека включает 1500 слов, 3000 слов — словарь культурного человека, 5000 слов — словарь эрудита.

Первые фразы.
Начиная с двух лет, ребенок может соединить два-три слова, чтобы описать событие: «папа пошел», «биби ляли» — машина малыша. Это — очень важный этап развития речи, когда значительно улучшаются способности выразить свои мысли. Не только обогащается словарь ребенка, но малыш начинает соединять слова, чтобы ясно выразиться. Вначале это фразы в телеграфном стиле: «хочу конфету». Он выражает отрицание словом «нет» и «не» перед словом, например «нет машинка». Чтобы выразить вопрос, он употребляет слова «что», «какой», но главное — вопросительная интонация. Понемногу он переходит от сочетания двух слов к правильному построению фразы.
Открыв местоимение «я» к двум годам, ребенок обычно умеет говорить «моя», «мое» к двум с половиной годам. Это становится важным этапом его развития. В этом возрасте он уже часто умеет пользоваться словами «ты» и «он». Позже он осваивает более трудные «она», «вы», «мы» и др. Что касается предлогов и наречий, отмечено, что самые маленькие дети сначала применяют предлоги в притяжательном смысле — «ко мне», «от мамы» и др. Потом начинают применять наречия места — «здесь», «там», потом понятия времени — «до», «после», «потом».

Произношение.
Хотя ребенок и сделал к двум годам большие успехи в речи, но в два с половиной года он еще не совсем правильно произносит слова. Он их деформирует, изменяя произношение, может, например, сказать «билка» вместо «вилка». Он сокращает некоторые слова, например, может сказать «игу» вместо «игрушка», или переставляет слоги местами: «басака» вместо «собака». Эти деформации совершенно нормальны, но старайтесь не поощрять их, даже если они кажутся вам совершенно очаровательными.

Роль родителей.
Чтобы успешно научиться говорить, ребенок должен получать стимулы от своего окружения. Он будет интересоваться словами и попробует их произнести, только если будет понимать, что это важно, что с помощью слов его будут легче понимать. Только взрослые могут внушить ему это чувство и сделать речь привлекательной.

Говорить и давать говорить.
Разговаривайте с ребенком в разные моменты в течение дня, особенно во время игр, при которых часто возникает оживленный диалог. Большая часть родителей с удовольствием разговаривает с ребенком, которому тоже очень приятно, когда с ним обращаются, как с настоящим собеседником. Он нуждается в том, чтобы ему отвечали, и сам хочет тоже отвечать. Не нужно топить его в потоке непрерывной болтовни под предлогом облегчить ему восприятие речи. Его обескураживают бесконечные речи, особенно если они не обращены прямо к нему. Ему покажется, что он не имеет возможности вступить в разговор, сказать свое слово. Это приведет к обратным результатам: ребенок окажется зажатым, замкнется в себе и не будет стараться говорить. Следует понять, что некоторым детям трудно найти свое место в разговоре,если их часто и грубо прерывают или просят замолчать, («замолчи, за столом не болтают», «дай нам посмотреть телевизор»). В то же время детям надо дать понять, что они не могут все время произносить речи. Необходимо найти время, чтобы уделить им полное внимание, но в другое время объясните им, что теперь слушать должны они, другие тоже должны получить слово.

Помочь ребенку говорить правильно.
Не повторяйте ошибки произношения или синтаксиса, которые делает ваш ребенок, под тем предлогом, что вы находите их забавными. Если вы искажаете слова так же, как он, то у него не будет прогресса. Обратите внимание на то, как он строит фразу: существительное — глагол — дополнение. Употребляйте только простые и обиходные выражения, не нужно слишком сложных слов. В то же время не заставляйте ребенка повторять правильно те слова, которые он обычно искажает. Ему трудно произносить некоторые слоги. Ваша настойчивость может быстро утомить его. Используйте песенки, считалки, сказки, которые вы читаете ему, чтобы обогатить его словарь и улучшить произношение. В игре это проще сделать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here