После трех лет ребенок начинает говорить все лучше. Его успехи все больше, поэтому он все больше общается с другими. Но в этом возрасте появляются также и трудности в речи.

Разговаривать с ребенком, приглашать его участвовать в семейных беседах, читать ему рассказы — все это помогает ему улучшить манеру разговора и расширить свой словарь. Поступление в «школу для маленьких» играет важную роль в этом процессе. Вовлеченный в пение детских песенок, чтение стихов, участие в ритмических упражнениях, ребенок получает мощный стимул общения, так как ему тоже хочется делиться впечатлениями в другими детьми и сообщать о них окружающим взрослым. Но иногда ребенок заторможен, испуган при изучении языка. Если некоторые трудности произношения чаще всего незначительны, по крайней мере в возрасте четырех лет, то другие требуют консультации специалиста, который может провести курс специального обучения.

Успехи.
В детском саду, в подготовительных классах школы, во время игр с другими детьми и в общении с воспитателями, ребенок часто вынужден говорить. Погрузившись в эту новую среду, он ощущает, как никогда раньше, потребность говорить, потребность быть хорошо понятым и хорошо понимать то, что он слышит. В этом возрасте он уже оставил телеграфный стиль, которым изъяснялся раньше, и начинает лучше справляться с синтаксисом. Конечно, в его речи еще много грамматических ошибок, но он все лучше и лучше спрягает глаголы, употребляет предлоги направления (в, на, под, к), а также некоторые предлоги и наречия времени (сегодня, вчера, завтра и др.). Он все-таки продолжает деформировать слова и упрощать их произношение.
В 4 года он может точно произнести вопрос или восклицание, он правильно ставит друг за другом несколько членов предложения, применяет первые обстоятельства места: «Он ушел, потому что ты плохой»; «Я покажу тебе мою книгу, когда ты придешь». Его словарь сильно обогатился. Развитие речи, конечно, не закончено в пять лет. Но в этом возрасте ребенок узнал основные правила и механизмы произношения слов и их смысл, структуру фразы и способен осознать ситуацию, если она соответствующим образом описана.

Нарушения.
Если ребенку трудно выразить свои мысли словами, для этого может быть много причин. Они могут быть физиологического порядка, например, неправильное формирование нёба, которое часто можно диагностировать в самом раннем возрасте. Возможно, ребенок недостаточно хорошо слышит. Если у вас есть такие опасения, проверьте его слух и сразу же обратитесь к педиатрам-специалистам, которые помогут преодолеть этот недостаток. Иногда дети с совершенно нормальным умственным развитием демонстрируют невозможность хорошо владеть речью, причину которой не удается определить, но обычно удается справиться с этой трудностью путем курса логопедического обучения.

Он плохо произносит звуки
Ребенку иногда бывает трудно произнести некоторые звуки: например, з вместо ж, «залко» вместо «жалко». Это временное затруднение, которое окружающим кажется забавным, происходит потому, что ребенок продолжает глотать, помещая язык перед резцами, как дети, когда они сосут. Если этот недостаток не проходит сам к четырем годам, лучше исправить его с помощью логопеда.
Некоторые дети произносят правильно каждый слог в отдельности, но не могут правильно произнести слово целиком. Они говорят «камбибизон» вместо «комбинезон», «мазей» вместо «музей», «скола» вместо «школа» и др. Если этот детский язык сохраняется после четырех лет, лучше обратиться к логопеду.

Он заикается.
Когда ребенок начинает учиться говорить, он часто повторяет разные слова и застревает на некоторых слогах, это производит впечатление заикания. Это заикание, которое можно назвать физиологическим, исчезает само примерно к трем годам, поэтому не нужно беспокоиться, но не нужно и усугублять это явление, заставляя ребенка повторять слова.
Настоящее, патологическое заикание имеет разные причины. Оно может появиться в любом возрасте, иногда после какого-то травмирующего события, и характеризуется одновременно повторением слогов или слов и застреванием на первом слове в предложении. Если вы заметили подобные трудности у вашего ребенка, сразу же обратитесь к логопеду, так как чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов, что оно будет эффективным.

Он не говорит или говорит мало.
Если ребенок в три года говорит только несколько слов, не употребляет местоимение «я» и не может составить фразу, необходима срочная консультация врача. Проблема может быть не так резко выражена: ребенок говорит, но малопонятно, очень короткими фразами, плохо общается с детьми своего возраста, почти не общается со старшими. Он страдает от этих трудностей в общении и рискует приобрести странности поведения.
Все эти проблемы могут иметь причиной простую задержку в развитии. В этом случае ребенок начинает говорить позже, но, может быть, в других областях он развивается нормально. Эти отставания часто навёрстываются самопроизвольно, но жалко оставлять все на самотек, в то время как правильное логопедическое обучение может помочь ребенку лучше приспособиться с самого начала к школьным требованиям.
В некоторых редких случаях имеют место более сильные нарушения, причиной которых являются крупные психологические проблемы, иногда повреждения мозга. Только врач — специалист по развитию речи — может поставить точный диагноз, идет ли речь просто о задержке развития или о более серьезных нарушениях. Поэтому нужно сразу же обращаться к врачу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here