Малолетние правонарушители |
Warning : stripcslashes() expects parameter 1 to be string, array given in /home/senob171/domains/babi-city.ru/public_html/wp-content/plugins/all-in-one-seo-pack/all_in_one_seo_pack.php on line 132
Сайт о детях: развитие, воспитание, здоровье малыша; информация о том, чем кормить, что одевать и в какие игры лучше играть с ребенком.

postheadericon Малолетние правонарушители.

Многие детки проходят такой период в становлении своей личности, когда не считают воровство и обман чем-то запретным. Довольно часто родители на вопрос  «где ты взял(а) эту машинку (куклу)?» слышат от своих карапузов невозмутимый  ответ: «Мне ее подарил Сережа». Но на поверку выясняется, что игрушку никто не дарил, просто малышу она очень понравилась, и он решил взять ее себе. В мире взрослых такой поступок считается незаконным, поэтому родители стараются пресечь будущее «нарушение закона» ребенком. Но, к сожалению, они часто используют для достижения результата малоэффективный метод жесткого запрета. Борьбу с детским воровством и обманом нужно начинать с выяснения причин, которые подталкиваю малыша к опрометчивым поступкам.

Дело в том, что обман ребенка всегда отличается от обмана взрослого человека своей «прозрачностью».  Взрослый, говоря неправду, скорее всего, преследует определенные цели, а вот маленький врунишка просто старается укрыться от реальности за своей нехитрой ложью. Еще Зигмунд Фрейд, анализируя механизмы вранья, выяснил, что это всего лишь некая подсознательная защита, которая охраняет человека от негативных переживаний. Намного легче сказать: «Это не я разбил вазу» и искренне поверить в свою невиновность, чем, честно признавшись в своем проступке и выслушав упреки родителей, переживать муки совести. Поэтому, если ваш малыш уличен во лжи, то объяснить ему, что врать просто некрасиво и нехорошо, будет недостаточно для того, что вызвать у ребенка желание стать честным.

Начиная работу над воспитанием правдивости у вашего карапуза, сначала нужно разобраться в том, что именно вызывает у детей желание уйти от реальности.

Итак, самым распространенным фактором, подталкивающим ребенка ко лжи, становится чувство страха перед наказанием . Даже в том случае, когда, наказывая малыша, родители никогда не прибегают к физической силе, он может опасаться такой возможности, потому что, наверняка, не раз слышал, как его сверстники получали хорошую взбучку за испачканный диван или разорванные джинсы. При чем, чем большую настойчивость проявляют взрослые, выпытывая правдивую информацию, тем больше ребенок отстраняется: если родители уже сейчас так нервничают, то, что же будет, когда они узнаю всю правду. Если малыш не договаривает, то это можно понять по тому, что он вдруг становится подавленным и слишком спокойным или же, наоборот, проявляют не свойственную ему активность в общении с взрослыми.

Получить чистосердечное признание все-таки можно, но для этого необходимо соблюдать некоторые условия.

  1. Выдерживаем паузу. Чтобы набраться смелости и рассказать правду, ребенку нужно время. А пока вы терпеливо ожидаете, покажите малышу, что готовы понять и принять его: опуститесь перед ним на коленки, посмотрите в глаза, возьмите его ручки в свои.
  2. Обещаем не ругать, если услышим правду. Часто тайное тяготит самого врунишку, и он, скорее всего, с радостью освободится от подобного груза, если почувствует положительный настрой родителей.
  3. Проявляем солидарность. Когда в конфликте задействованы третьи лица, и их версия происшедшего отличается от объяснений ребенка, то не стоит начинать отчитывать его сразу же. Объясните соседям или воспитателю, что вам для того, чтобы разобраться в ситуации, необходимо еще раз выслушать объяснения ребенка в более спокойной обстановке.
  4. Помогаем подобрать нужные слова. Иногда малышу,  элементарно,  не хватает словарного запаса, чтобы дать логическое объяснение своему поступку, и тогда он прибегает к более простому способу – к обману.
  5. Хвалим за честность. Если в конце допроса с пристрастием, вы все же получили необходимые сведения, то не забудьте похвалить малыша за его правдивость. Если он поймет, что говоря правду, можно избежать наказания, то это будет для него хорошим стимулом ничего не скрывать от родителей в будущем.
  6. Приводим примеры. Расскажите малышу истории из своего детства, в которых тайное всегда становилось явным, что заставляло вас оказываться в нелепых ситуациях и приводило к возникновению еще больших проблем.

Второй фактор, провоцирующий детский обман – это страх быть неправильно понятым. Бывают случаи, когда ребенок пытается скрыть за ширмой лжи свои увлечения или жизненные события, которые он не хотел бы афишировать. Возможно, и родители невольно поспособствовали этому, сопроводив свое мнение по поводу детских мыслей и идей снисходительной улыбкой. Очень часто мальчики стесняются показывать свои теплые отношения с девочками и не хотят рассказывать о том, что им нравится играть с куклами, потому что, по мнению взрослых, мальчики должны быть строгими и играть машинками. Малышу гораздо проще продемонстрировать ожидаемую грубость, чем раскрыть свои истинные чувства. Поэтому очень важно в общении с ребенком избегать развешивания неких ярлыков с оценками того или иного действия и тогда девочке, которая обожает стрелять по мишеням не придется защищать свое увлечение, прибегая ко лжи.

Расположить ребенка к себе, вызвать его доверие помогут следующие нехитрые приемы.

  1. Старайтесь делиться своими переживаниями с ребенком. Рассказ о неприятностях в вашей жизни может подтолкнуть малыша к ответной откровенности.
  2. Будьте правдивыми сами в любой ситуации. Если мама, вопреки папиному запрету, отпустила дочку  в кино с подружками и предложила ей сделать это их маленьким секретом, то показала ребенку, что ложь иногда допустима. Лучше говорить друг другу правду, чем показывать человечку,  что из любой неприятной ситуации можно найти выход и без вранья.
  3. Не бойтесь показаться смешными. Если малыш будет видеть, как весело и задорно его степенные родители танцуют танец маленьких утят, то он хорошо усвоит, что стать смешным это совсем не значит опозориться.
  4. Уважайте малыша как личность. Проявляя интерес к проблемам и интересам своего ребенка, вы способствуете его росту в собственных глазах.
  5. Никогда не нужно оглядываться на других. Отправной точкой в отстаивании своих взглядов должно стать свое собственное мнение. Когда ребенок усвоит, что всегда в ответ на насмешки других детей можно сказать «я надела это платье, потому что оно мне нравится», ему не придется выдумывать нереальные истории, чтобы защититься от общественного мнения.

Сильное желание приукрасить реальность превращают многих малышей в Мюнхгаузенов. Родители таких деток оказываются вовлеченными в их увлекательную игру и порой сами начинают плохо отличать действительность от фантазии, и не желают гоняться за Бабой Ягой, которая унесла носочки.

Маленькие фантазеры – это дети с бурным типом темперамента, который мешает им спокойно воспринимать обыденность. Такие малыши и сами не различают, где правда, а где вымысел. Но случается, что ребенок специально придумывает невероятные сценарии для того, чтобы компенсировать недостающие элементы его настоящей жизни (детки из неблагополучных семей могут рассказать о том, что их родители участвуют в научном эксперименте и поэтому должны всегда находиться в определенном состоянии).

Чтобы помочь малышу вернуться к реальности, необходимо:

  • научить выдумщика находить в своих невероятных рассказах логические ошибки, т.е. нужно уделить особое внимание развитию научного мышления;
  • помочь ребенку найти выход для плодотворного выхода его творческого потенциала. Это может быть участие в различных кружках с творческой направленностью;
  • надо научиться угадывать истинный подтекст детских фантазий. Любой сюжет, нарисованный вашим малышом, способен поведать об его тайных мыслях или скрытых страхах. Если девочка начинает рассказывать, что она в садике королева, то, возможно, в реальности она очень переживает по поводу своего положения в группе сверстников;
  • по возможности, превращайте желаемое в действительное. Отведите девочку на танцы, а мальчика запишите на борьбу. Достигнув определенных результатов, дети смогут похвастаться своими реальными, а не вымышленными достижениями.

С детским воровством дело обстоит немного  иначе. Воришки, в отличие от врунишек, не защищаются, а нападают или делают вызов. Восприятие ребенком окружающего мира, как правило, носит эгоцентричный характер, т.е. малыш убежден, что все вращается вокруг него и для него. Поэтому, когда мальчишка видит новую машинку в руках у своего товарища, то он не сомневается, что эта игрушка может стать его.

Если же ребенок все-таки не устоял перед соблазном и принес домой чужую вещь, не стоит обвинять его сразу в воровстве. Необходимо постараться выяснить истинные причины и мотивы подобного поступка, которые могут оказаться весьма благородными.

Малыш готов прибегнуть к воровству в следующих ситуациях.

1. Дети еще очень плохо умеют контролировать свои действия. Поэтому, когда ребенок видит бесхозную вещь, то он, не задумываясь, берет ее себе, так как искренне полагает, что игрушка, которая лежит на полу, просто больше не нужна своему хозяину, и ее можно присвоить себе. Переубедить таких хозяйственных карапузов бывает непросто, но все же необходимо постараться дать им понять, что:

  • чужие вещи неприкосновенны . При чем, этот аргумент в равной степени должен относиться как к чужому носовому платочку, принесенному из садика ребенком, так и к большой кукле, найденной во дворе. Негативная оценка присвоения малышом любого предмета поможет сформировать у него понимание того, что брать чужое нельзя;
  • взяв чужую игрушку, можно сильно обидеть ее владельца. Если напомнить ребенку случаи, когда он переживал по поводу пропажи своей вещи, то ему будет легче представить и понять чувства того человека, которого он, хотя и невольно, но все-таки ограбил;
  • у каждой вещи может быть несколько хозяев. Машинка, отброшенная мальчиком в сторону, может и вовсе не его собственность: возможно, он ее взял поиграть у своего друга.

2.  Иногда бывает и так, что ребенок прекрасно понимает, что воровать нельзя, но все равно продолжает приносить домой чужие вещи. Причина такого поведения кроется в элементарной зависти: ребенок (особенно с высокой самооценкой) не может смириться  с тем, что у другого малыша игрушка лучше, чем у него самого. В данном случае, присваивая себе понравившуюся вещь, ребенок просто старается восстановить справедливость. Детская зависть – явление довольно частое, но, если быть к малышу более внимательным, то данное чувство можно преодолеть:

  • прислушивайтесь к желаниям своих детей. Выбирая малышу подарок, обязательно учитывайте его мнение. Так он увидит, что вы стараетесь выполнять его просьбы;
  • создавайте ребенку больше поводов для гордости. Старайтесь переводить внимание малыша с зависти успехам других ребят на его собственные достижения (пусть расскажет детям, как он вместе с папой ремонтировал утюг или как он самостоятельно наловил окуней на зимней рыбалке);
  • помогите ребенку подружиться с тем, кому он завидует. Более близкие отношения помешают воришке взять вещь своего товарища нелегально, и со временем он поймет, что можно обмениваться игрушками на законных основаниях без негативных последствий;
  • используйте зависть как мотив для развития каких-либо способностей , которые, в свою очередь, вызовут уважение к малышу со стороны сверстников. Так, если девочка завидует красивым украшениям своей знакомой, то научите ее плести из бисера браслеты, колечки и бусы.

3. Некоторые малыши считают воровство отличным способом наказать своего обидчика. Украденную вещь они  воспринимают как трофей и могут поступить с ним так, как посчитают нужным: испортить, отдать кому-нибудь или даже выкинуть. Такой вариант возможен, когда малыш не может открыто противостоять своему оппоненту.

Помогите своему бойцу без правил выиграть неравную битву без запрещенных приемов.

  • объясните малышу, что существуют альтернативные способы поставить соперника на место (например, можно просто игнорировать высказывания задиры);
  • не провоцируйте своего ребенка, сравнивая его с более успешными сверстниками. Сравнение не в пользу малыша могут подтолкнуть его к активным противоправным действиям;
  • никогда не ставьте в пример ребенку других детей. Ребенок может расценить это как посягательство на любовь своих родителей, которая должна принадлежать только ему одному. И при первом удобном случае он постарается отомстить предполагаемому конкуренту.