Развиваем мелкую моторику руки
Главный секрет достаточно популярной в последнее время Монтессори-педагогики кроется в элементарных, на первый взгляд, манипуляциях с различными предметами. А, так как данная педагогическая система для достижения своих целей использует простейшие манипулятивные упражнения в виде пересыпания, переливания, растирания и пр., то вы всегда имеете прекрасную возможность провести дома хотя бы несколько увлекательных и познавательных уроков со своим малышом.
Пересыпание можно назвать самым простым упражнением, поэтому именно с него и стоит начинать Монтессори-занятия.
* Поставьте перед малышом две миски, одну из которой наполните, например, фасолью или крупными игровыми фишками, а вторую оставьте пустой. Начните перекладывать содержимое из одной емкости в другую, затем предложите малышу продолжить начатое вами перекладывание. Чтобы усложнить задачу и подогреть интерес ребенка, можно попросить его перемещать фасолинки только одной рукой или же, поочередно меняя руки.
* На следующем этапе необходимо задействовать ложку. Теперь для упражнения лучше взять горох или любую крупу. Как и в предыдущем варианте, сначала ребенок наблюдает за тем, как взрослый орудует ложкой, затем пытается повторить манипуляцию сам. Когда действия малыша станут отточенными, можно усложнить задачу, заменив миски банками (чем уже горлышко, тем больше усилий придется приложить, чтобы попасть в емкость).
Растирание
* Возьмите печенье, которое нравится вашему карапузу, и предложите ему тщательно его растереть, а затем съесть все образовавшиеся крошки ложечкой. Такое упражнение, кроме того, что доставляет удовольствие малышу, еще и хорошо развивает мелкую моторику его ручек.
Переливание
* Перед ребенком снова две мисочки – пустая и наполненная водой. Предложите ему перелить всю воду в пустую миску, предварительно продемонстрировав, как это можно сделать с помощью поролоновой губки: опускаем губку в воду, ждем пока она достаточно пропитается, аккуратно достаем, переносим ее в другую емкость и тщательно отживаем. Когда малыш сможет переливать воду, не проливая ее на пол, миски можно будет заменить кувшинами или бутылочками.
Кстати, если проводить все манипуляции на подносе, то пол останется сухим, а, если воду слегка подкрасить акварельными красками, то задание станет красивее и нагляднее.
Сортирование
* Для этого задания понадобятся ракушки и камешки (как вариант, мозаика , разноцветные резинки, пуговицы и бусинки и пр.), а также две коробочки. Все, что необходимо сделать малышу, это рассортировать раковины и камешки по своим коробочкам. Простое сортирование предметов развивает у ребенка зрительное восприятие формы и цвета.
Втыкание и нанизывание
* Для начала необходимо хорошенько отработать щипковый захват . Возьмите пробковую доску и разноцветные канцелярские «кнопки-гвоздики», и пусть малыш поочередно втыкает и достает кнопки. Чтобы задание стало более увлекательным, можно приклеить на доску круги из цветной бумаги и предложить крохе втыкать кнопки, сортируя их по цветам.
* Наполнение копилки может стать хорошим упражнением для тренировки щипкового захвата, так как, захватывая монетки и проталкивая их в щель в копилке, малыш попутно развивает не только сноровку, но и мелкую моторику.
* Изготовление бус – это одна из наиболее популярных игр по методике Марии Монтессори. Приготовьте шнур или прочную нить (один конец завяжите толстым узлом) и бусинки или пуговицы. Задача малыша – постепенно нанизать все бусины, протягивая их до самого узла.
Лопаем пузырьки
* Наверняка при покупке вам попадалась упаковочная пленка в виде пузырьков. Предложите ее малышу, думаю ему понравится лопать эти пузырьки, тем более этим можно заняться вместе. У меня дома дочка просто обожает это занятие и мы наперегонки «щелкаем пузырьки».