Детский рисунок |
Warning : stripcslashes() expects parameter 1 to be string, array given in /home/senob171/domains/babi-city.ru/public_html/wp-content/plugins/all-in-one-seo-pack/all_in_one_seo_pack.php on line 132
Сайт о детях: развитие, воспитание, здоровье малыша; информация о том, чем кормить, что одевать и в какие игры лучше играть с ребенком.

postheadericon Детский рисунок

Все, без исключения малыши, однажды начинают усиленно рисовать. Иногда они это делают со скоростью 20-30 рисунков в день. Практикующий психолог, кандидат психологических наук Баулина Мария убеждена в том, что рисование имеет огромнейшее значение для психического развития ребенка , не смотря на то, что многие его произведения искусства напоминают картинку, нарисованную Карлсоном, под названием «очень одинокий петух».

Еще в начале XX века детские психологи решили использовать рисунок ребенка как механизм изучения его внутреннего мира. Наибольшую популярность среди разработанных методик получили 3 рисуночных теста: «Рисунок несуществующего животного», «Дом-дерево-человек» и «Рисунок семьи». Но, к сожалению, многие родители, заполучив схемы чтения детского рисунка, начинают ошибочно оценивать каляки-маляки своего малыша. Так, например, если ребенок взял и закрасил весь лист черной краской, это еще совсем не означает, что он близок к состоянию депрессии, хотя профессиональные тесты подразумевают в данном случае именно такую интерпретацию. Чтобы правильно «прочитать» рисунок, нужно проанализировать не одну, а множество деталей, при чем, обязательно в их совокупности. К тому же, рисунок не может быть прямым отражением психического состояния ребенка, он лишь может в некоторой степени указать на возможные отклонения в психологическом состоянии малыша. Изучая рисунок, очень важно учитывать возраст, уровень интеллекта и графические навыки испытуемого. После того, как ребенок закончит рисовать, необходимо побеседовать с ним о рисунке, выяснить, почему он нарисовал тот или иной символ, выбрал именно такой цвет. До начала «чтения» изображения обязательным является уточнение фактов из реальной жизни малыша. Нужно набрать информации о том, какие события происходят с ребенком в данный период.

И все-таки, рассмотрим основные моменты, на которые нужно обратить особое внимание при интерпретации детского рисунка.

1. Структура детского рисунка.

Большое значение имеет расположение каждого персонажа на листе. Рассматривая рисунок, обратите внимание на то, все ли члены семьи нарисованы. Если малыш кого-то забыл, то это может свидетельствовать о том, что его отношения с «забытым» домочадцем имеют негативный характер. А избавившись от его присутствия хотя бы на бумаге, ребенок подсознательно старается восстановить гармонию в своих чувствах. Чаще ребенок рисует семью без братьев и сестер, объясняя это тем, что ему не хватило места. Возможно, ему не хватает вашего внимания, и малыш обвиняет в этом других детей.

Не менее важен и размер каждого персонажа. Чем больше отведено место для конкретного человека, тем значимее он в глазах ребенка. Но положение обязательно должно рассматриваться в совокупности с манерой изображения. Например, сильно заштрихованный волк, который такой большой, что для зайца почти не осталось места, и он весь не поместился, говорит о страхе карапуза перед этим животным. А вот большой папа в красивой шляпе и красной дутой куртке расскажет о том, что этот папа – самый хороший и любимый папа на свете. Психологи даже стали шутить по этому поводу: чем меньше времени остается до приближения Нового года, тем больше места на рисунке занимает мешок с подарками.

А вот место расположения персонажей не имеет особого значения. Пространственное восприятие еще не совсем развито у маленького человека и ему бывает сложно сориентироваться на листе бумаги. Более информативным будет изучение взаимодействия и приближенности нарисованных персонажей: обратите внимание на то, как близко расположены друг другу детали рисунка, если это члены семьи или знакомые, то держатся ли они за руки или художник разместил их далеко друг от друга.

2.  Графические особенности детского рисунка.

Сегодня психологи уже отошли от мнения, что темный цвет в рисунке ребенка (черный, серый) косвенно указывает на депрессивное состояние малыша, красный обязательно отражает агрессивность, а вот зеленый – непременно покажет удовлетворительное, спокойное внутренне состояние карапуза. И в большинстве своем практикующие детские психологи уже не хватаются за сердце, если видят на рисунке страшное фиолетовое пятно на голове у Красной Шапочки. Все дети, являясь настоящими исследователями, проявляют живой интерес ко всем цветам. Так, изучая черный цвет, они отмечают его контрастность по отношению к белой бумаге. Ну какой интерес разрисовать диван желтым карандашом, если все равно ничего не будет видно. Совсем другое дело черный карандаш: один штрих – и мама с папой смогут оценить талант малыша.

Анализируя выбранные цвета, нужно обращать внимание на закономерность выбора. Если ребенок рисует себя зеленым цветом, а рядом маму в таком же платье, то это говорит о том, что он идентифицирует себя с ней, то есть психологический контакт с мамой очень прочный.

Большое значение имеет и прорисовка персонажей. Чем тщательнее старательнее ребенок изображает тот или иной объект, тем большее значение он придает ему в реальной жизни. Здесь в ход идут различные украшения при помощи цвета или дорисовки каких-то моментов. Если ваш малыш нарисовал себе большие глаза на крупной голове, затем украсил их длинными ресницами, а свою одежду очень тщательно и аккуратно заштриховал, то можете не волноваться о его самооценке, с ней все в порядке. И наоборот, если персонаж изображен чисто схематически, то ребенок в жизни не придает ему особого значения. К тому же, нужно уметь отличать значимые детали от привычных стереотипных вещей, которые ребенок усвоил в процессе обучения рисованию. Например, улыбка на лице страшного агрессивного людоеда, уже ничего не изменит. Просто ребенок знает, что «на лице нужно рисовать улыбку».

3.    Процесс рисования.

Наблюдая за самим процессом рисования, нужно обратить внимание на:

-  последовательность рисования персонажей;

-  последовательность рисования отдельных деталей;

-  моменты исправлений или стираний;

-  возвращается ли ребенок к уже законченным объектам и деталям.

Очень важно послушать комментарии ребенка по поводу своего шедевра и уточнить название, которое придумал автор. Просто иногда без специальных пояснений трудно понять, что именно нарисовал юный художник. А «дом пиратов» и «сказочный домик принцессы» могут выглядеть совершенно одинаково.