Крепкая дружба с…горшком |
Warning: stripcslashes() expects parameter 1 to be string, array given in /home/senob171/domains/babi-city.ru/public_html/wp-content/plugins/all-in-one-seo-pack/all_in_one_seo_pack.php on line 132
Сайт о детях: развитие, воспитание, здоровье малыша; информация о том, чем кормить, что одевать и в какие игры лучше играть с ребенком.

postheadericon Крепкая дружба с…горшком

Приучение малыша к горшку – задача, можно сказать первостепенной важности. Если без одноразовых подгузников или без пустышки еще можно обойтись, то, по понятным причинам, обойтись без горшка никак не удастся. Единственный вопрос в том, как это правильно сделать. На сегодняшний день разработана целая уйма самых разнообразных методик, позволяющих решить эту задачу без особых потерь. Но какой бы способ ни выбрали родители, они должны четко понимать, что главными условиями успешного исхода данного мероприятия являются последовательность и терпение.

Многие мамочки совершенно искренне полагают, что раннее приучение к горшку – это залог крепкого здоровья и успешного развития их карапуза. Определенная связь здесь, конечно же, прослеживается. Однако ни в скорости формирования условного рефлекса «писать => горшок», а в осознании малышом самого процесса всего происходящего: захотелось пописать => намокли штаны (откуда взялась жидкость?) => мама рассердилась (почему?). Но одного понимания логической цепочки «писать => горшок» будет недостаточно, так как в данном вопросе решающее значение имеет уровень развития нервной системы ребенка. Для того, чтобы успеть добежать до горшка крохе нужно суметь не только распознать свою потребность к облегчению, но и проконтролировать работу мышц мочевого пузыря. Без умения управлять сфинктерами приучение к горшку просто бессмысленно, так как в таком случае мочеиспускание всегда будет происходить в момент появления потребности.

«Горшочный» возраст

Если спросить мнение наших авторитетных бабушек, то начинать приучать карапуза к горшку нужно чуть ли ни со второго месяца жизни. Пожалуй, еще пару десятилетий назад такой подход был вполне обоснован и полностью оправдан: чем раньше горшок появлялся и уверенно входил в жизнь малыша, тем меньше забот оставалось у родителей и воспитателей. Сегодня же такое гениальное изобретение как детский одноразовый подгузник позволяет решать этот вопрос, ориентируясь, прежде всего, на возрастные и индивидуальные возможности ребенка, что является более логичным и, в конечном итоге, более эффективным.

Специалисты утверждают, что к адекватному восприятию горшка дети приходят не раньше  полутора-двух с половиной лет – возраста активного сотрудничества малыша со взрослым. В этот период ребенок начинает внимательно прислушиваться к замечаниям родителей, старается выполнить их просьбы, чтобы получить такие необходимые ему одобрение и похвалу. Т.е. любые попытки приучить малыша к туалету в более раннем возрасте просто бессмысленны и заранее обречены на провал. Причем ориентироваться лучше на третий год жизни, так как всего лишь 25 % малышей осваивают эту науку к двум с половиной годам, 50 % — к трем, а оставшиеся 25 % карапузов соглашаются на «теплую дружбу» с горшком и того позже. К тому же каждый малыш имеет полное право на единичные как ночные, так и дневные казусы вплоть до пятилетнего возраста.

Чтобы понять, готов ли малыш к освоению «горшочной» науки, достаточно ответить на несколько простых вопросов:

  1. Уверенно ли карапуз ходит?
  2. Способен ли правильно выполнять простейшие инструкции, типа «дай маме книжечку», «отнеси стаканчик» или «сядь на этот стул»?
  3. Умеет ли говорить «нет»?
  4. Понимает ли, что взрослые делают в туалете?
  5. Умеет ли словесно обозначить процессы дефекации и мочеиспускания?
  6. Остается ли подгузник сухим хотя бы 1,5-2 часа?
  7. Испытывает ли дискомфорт по поводу грязной или мокрой одежды, пытается ли снять ее?

Кроме того, выбирая момент для начала обучения, необходимо учитывать, что такие значимые события в семье, как рождение младшего ребенка, ссоры или развод родителей, изменение места жительства и т.п., в данной ситуации  являются крайне неблагоприятными.

Путь к горшку

Существует два способа приучения малыша к горшку. Первый – это бессознательный, т.е. через формирование соответствующего условного рефлекса. Иными словами, ребенка систематически изо дня в день строго в определенные часы высаживают на горшок, в итоге малыш приучается время от времени справлять свои малые и большие нужды, причем вне зависимости от реальной потребности. И тем не менее результат налицо: ребенок начинает уверенно пользоваться горшком и прекращает пачкать подгузники.  Второй же способ, более утомительный для родителей, но, как утверждают психологи, оптимальный для детей – сознательный, т.е. через полное осознание ребенком всего происходящего. Задача взрослых – помочь карапузу как можно быстрее понять, что от него требуется, а для этого необходимо:

  • правильно реагировать на естественный интерес малыша к тому, что взрослые делают в туалете, т.е. не пресекать его (увидев хотя бы однажды маму или папу на «горшке», ребенку будет легче понять, что ему нужно делать);
  • дать всем процессам понятные для малыша обозначения (для детей помладше – слова «пи-пи» и «а-а», для малышей постарше – «писать» и «какать»);
  • вовремя купить малышу не только красивый, но и удобный горшок (личный «унитаз» должен стать неотъемлемым атрибутом в комнате каждого ребенка, достигшего полуторогодовалого возраста);
  • не торопить события и не ожидать быстрого результата (первое время пусть карапуз использует горшок по своему усмотрению – вертит-крутит, изучает его со всех сторон, наполняет сосуд различными предметами и садится на него, пусть даже не снимая штанишек, а уже со второй недели можно ориентировать малыша на «серьезное» отношение к горшку);
  • постепенно уходить от использования подгузников во время бодрствования (наблюдая за ребенком, нужно научиться понимать, в какие моменты ему может понадобиться горшок: карапузы радуются «прямым попаданиям» ничуть не меньше родителей!);
  • если малыш ничего не имеет против горшка, самое время переходить к постоянному и, главное,  самостоятельному пользованию сосудом;
  • не давить на малыша и не концентрировать внимание на неудачах (в данном случае мягкий подход является более эффективным);
  • не затягивать с перемещением горшка «на ПМЖ» в туалет или ванную, куда малыш станет ходить без приглашений и напоминаний (это должно происходить сразу же, как только действия малыша станут достаточно уверенными).

Какой бы путь ни выбрали родители, главное, чтобы они не торопили события и соблюдали последовательность в своих действиях и требованиях к ребенку.

Не кнутом, а пряником

Приучение ребенка к горшку – это именно тот воспитательный случай, когда порицанием, а, тем более, наказанием добиться положительного результата будет очень и очень непросто. Любое давление на малыша может вызвать у него протест, который в конечном итоге может вылиться в категорическое неприятие горшка. А вот заслуженная похвала и подбадривание, напротив, способствуют формированию у малыша уверенности в том, что у него все рано или поздно, но  обязательно получится!

Родители должны понимать, что переход от подгузников к горшку не бывает молниеносным и фееричным. Какое-то время неожиданные лужицы или кучки еще будут вдруг появляться в самые неподходящие моменты и в самых немыслимых местах. Это нормально! Чтобы максимально сгладить переходный период, нужно хорошо к нему подготовиться и уверенно идти к поставленной задаче:

1.      Приобрести анатомически правильный горшок: сиденье со специальным изгибом, поддерживающая спинка, выступ от разбрызгивания впереди.

2.      Продумать гардероб малыша: главное условие, чтобы одежда легко одевалась и снималась (дополнительные молнии, застежки или лямки на штанишках значительно усложняют процесс их снимания).

3.      Предусмотреть запасной комплект одежды для прогулок: не нужно переоценивать возможности своего малыша, рассчитывая на «сухие» возвращения уже с первых прогулок без подгузников.

4.      Вооружиться спецоборудованием: детские накладные сидения для взрослого унитаза и специальные лесенки-подставки, помогающие карапузу на него взобраться.

5.      И запастись терпением!

Камни преткновения

Универсального алгоритма приучения ребенка к горшку не существует. В каждой семье есть свои тонкости и хитрости в данном вопросе. А вот, что касательно трудностей, то они зачастую оказываются схожими. И чаще других родителей беспокоят следующие вопросы:

  • Что делать, если с малышом каждый раз случаются конфузы, как только он сильно увлекается игрой или мультфильмом? Единственно правильным решением в данном случае будет напоминание взрослого о том, что пора организовать перерыв для того, чтобы сходить в туалет.
  • Почему ребенок, не смотря на уже достаточно успешное пользование горшком, вдруг наотрез от него отказывается? Такое поведение вполне закономерно: некоторые дети нуждаются в этапе «размышлений», во время которого они стараются осознать свое взросление. Но иногда подобный протест является результатом перенесенного стресса или эмоционального потрясения. Главное, не суетится и не настаивать. Пусть горшок остается в поле зрения малыша, пройдет день-другой, и все наладится.
  • Почему ребенок, полностью приучившийся к горшку, продолжает описываться по ночам? Здесь приучение не имеет решающего значения, так как за «отсрочку» мочеиспускания до утра отвечает гормональная система (гормон вазопрессин), которая у маленьких детей еще несовершенна. Т.е., чтобы окончательно прекратить мочить простыни, карапузу необходимо просто немного подрасти.
  •   Можно ли ребенку играть или «читать», сидя на горшке? Нет, нельзя. Малыш не должен «засиживаться» на «троне» дольше 5-7 минут.
  • Почему ребенок отказывается пользоваться горшком в детском саду, хотя дома делает это весьма охотно? Вопрос адаптационного периода: как только он закончится, и ребенок перестанет ощущать психологический дискомфорт в новой для него обстановке, ситуация с горшком нормализуется.
  • Как приучить мальчика писать стоя, а девочку сидя? Только через личный пример. Иными словами, дочка должна увидеть, как пользуется туалетом мама, а сыну обо всех нюансах должен поведать папа.

2 комментариев к записи “Крепкая дружба с…горшком”

  • Елена:

    Я думала, что приучение к горшку — это целая наука, и боялась что мне будет трудно с этим справиться. Но оказалось, что дети умнее, чем мы думаем, просто всему свое время.
    Малышу без недели год, он прекрасно освоил горшок, и я практически не прилагала к этому усилий! Самое главное это терпение, много запасных штанишек, стиральная машина и еще раз терпение. И в один прекрасный момент будет достаточно сказать «сынок, сходи пописай, мы идем гулять». И он сам все сделает. Потому что уже знает, что это такое.

    • Рена:

      Елена, повезло…мы тоже до года позировали с зубной щеткой на горшке…сейчас нам без пары месяцев три…..весьма изобретателен ребенок в своих протестах по поводу горшка и туалета без подгузника вообще

Оставить комментарий к записи Рена